Ислам отделили от терроризма
1 сентября 2006 года
Группа стратегического ви-дения «Россия — исламский мир» — совещательный орган, образованный для расширения сотрудничества между Россией и исламскими странами во всех областях, — собралась на заседании в Казани через 5 месяцев после своего создания. Первое заседание она провела в Москве в марте 2006 года. Тогда была выдвинута инициатива создания под эгидой ООН Совета цивилизаций, призванного учитывать интересы всех государств и не допустить столкновений на религиозной и межэтнической почве. Сейчас разговор продолжился в Казанской ра-туше, где за круглым столом встретились представители 15 стран Востока и российские политики. Хотя в ходе дискуссии гости высказывались довольно резко, в принятых на форуме документах жестких заявлений нет. В них лишь говорится, что «недавняя война Израиля в Ливане со всей наглядностью показала опасность возникновения на Ближнем Востоке полномасштабных военных действий и раскола мира по цивилизационному признаку», а «дальнейшее развитие событий по такому сценарию, если не будут предприняты активные шаги со стороны международного сообщества, может принять необратимый характер и создать реальную угрозу для будущего человечества». В Казанской декларации также сказано, что «исламофобия никому не принесет дивиденды и только усугубит ситуацию». «Мы подтверждаем свою приверженность благородным идеям мира, гуманизма и толерантности», — заявили участники заседания.
Однако высказывания, звучавшие в Казанской ратуше, но не попавшие на бумагу, были более экспрессивными. За круглым столом звучали обвинения в адрес западной цивилизации, которая, по мнению представителей исламских стран, придерживается политики двойных стандартов, неоколониализма и военного решения конфликтов.
Самым толерантным, по-жалуй, было выступление президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который, заявив, что «либеральные ценности нельзя экспортировать, как автомобиль», тут же добавил, что современный мир нуждается в новой системе ценностей, которая не может быть «ни чисто либеральной, ни традиционно исламской». По мнению господина Шаймиева, «отсталость многих исламских стран от Запада — это результат поверхностной интерпретации Корана». Он также выразил надежду, что Татарстан, который является «се-верным форпостом ислама» и одновременно находится в Европе, будет способствовать более тесному диалогу между исламским миром и западной цивилизацией.
К теме адекватного прочтения Корана участники совещания больше не возвращались. Всех более затронуло выступление бывшего премьер-министра Алжира Белаида Абдесселяма, который заявил, что «иногда народы от отчаяния предпринимают шаги, которые воспринимаются как терроризм». Господин Абдесселям расценил теракты в США 11 сентября 2001 года как «звено огромной операции, направленной против мусульман».
Президент Торгово-промышленной палаты России и известный востоковед Евгений Примаков назвал «объективным фактом» то обстоятельство, что «теракты часто совершают те, кто рядится в исламские одежды». Однако при этом резко осудил призыв президента США Джорджа Буша начать борьбу с «исламским фашизмом», который он назвал несуществующим явлением. Так, конфликт между Израилем и Палестиной Евгений Примаков оценил как «столкновение не двух религий, а двух национализмов» и не увидел исламской угрозы в отказе Ирана прекратить обогащать уран. Говоря о недавней попытке террористов взорвать самолеты над Атлантикой, господин Примаков сказал, что это хотели сделать «отморозки, преступники, которые никакого отношения не имеют к исламу». «Самый худший метод борьбы — это объяснять терроризм религией, — заявил он. — Благодаря тем, кто считает себя проводниками демократии в мире, мы имеем кризис межцивилизационного диалога».
Господина Примакова поддержал председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. «Много говорят о противостоянии цивилизаций, но на самом деле такого противостояния нет, — сказал он. — Ислам противостоит мо-рально-нравственному разложению человека, алкоголизму и распущенности свободного мира». Он пояснил, что речь идет о духовном противостоянии, потому что истинно верующий человек «никогда не встанет на путь преступления».
В итоге восточные гости, сделавшие акцент на претензиях к Западу, и представители российской стороны, с большей охотой рассуждавшие о межконфессиональном сотрудничестве, поручили решать проблемы мира прессе. «Считаем важным информировать мировую общественность о принципах и ценностях ислама, включая молодежь, и подчеркивая решающую роль прессы», — заявили они в Ка-занской декларации.
Галина КИРИЛЛОВИЧ, "Ъ - Волга-Урал"